Задержка речевого развития (ЗРР)

По данным экспертов московского Центра патологии речи, среди детей до 3 лет помощь в развитии речи требуется 31 % малышей, до 6 лет – 27 % дошкольников, а среди детей до 10 лет – 6 %. При этом нарушения речевого развития выявляются у каждого десятого ребенка.
Дети с задержкой развития речи (ЗРР) хуже развиваются психически, что сказывается на их поведении и успешности в жизни. Трудности в произношении слов сочетаются у них с проблемами на письме и при чтении, частые эмоциональные расстройства по типу депрессий мешают адаптироваться в обществе, поддерживать нормальные взаимоотношения со сверстниками.
Задержка речевого развития: Общие сведения
Детям с задержкой речевого развития присущи общие черты – они медленнее овладевают родным языком, длительное время не могут на нем изъясняться. Малыши с трудом приобретают навыки словесного общения, темпы нарастания словарного запаса у них серьезно отстают от среднестатистических показателей.
Логопеды говорят о таком нарушении до достижения ребенком возраста 3–4 лет, в дальнейшем к этому диагнозу присоединяются другие сопутствующие расстройства. У мальчиков ЗРР встречается примерно в четыре раза чаще, чем у девочек.
Запаздывание в развитии речи нередко происходит параллельно с общей задержкой нервно-психического развития, поэтому специалисты в области детской неврологии, психологии и психиатрии рассматривают проблему с речью как частный случай замедленного общего развития.
В логопедии принято различать несколько разновидностей такой патологии:
- нарушения в экспрессии речи – ребенок не произносит никакие слова и не участвует в диалоге;
- расстройства рецепции – услышанная речь пациентом не воспринимается;
- аномалии артикуляции – ребенок не издает внятных звуков;
- афазия – несформированность речевой функции из-за поражения речевого центра в мозге;
- различная степень умственной отсталости – страдают интеллект, поведенческие и социальные навыки;
- врожденная или приобретенная глухота – из-за отсутствия слуха речь не развивается.
В Международном классификаторе болезней МКБ-10 под кодом F 80 объединяются по клиническим проявлениям любые отставания в формировании речи, отклонения от общепринятых языковых норм.
Задержка речевого развития (ЗРР): причины возникновения
Среди ученых, врачей и психологов нет единого мнения о точных причинах задержки речевого развития у детей, но нет и сомнений, что решающую роль в формировании нарушений играют две большие группы факторов – биологические (органические) и социальные.
Органические причины
На возникновение ЗРР непосредственно влияют:
- Заболевания центральной нервной системы, возникшие до рождения или вскоре после него. Отягчающими факторами являются различные отклонения от нормального течения беременности у матери (поздние токсикозы, несовместимость групп крови между матерью и будущим ребенком, сахарный диабет), а также вирусные и бактериальные внутриутробные инфекции, кислородное голодание, преждевременное рождение, родовые травмы.
- Тяжелые инфекционные и соматические болезни в ранний период жизни. Наибольшую опасность представляют последствия воспалительных процессов в мозге, вызванных различными бактериями и вирусами, острая и хроническая патология ЛОР-органов (аденоиды, воспаления среднего и внутреннего уха, разрывы барабанной пеепонки).
- Наследственные факторы. Сюда относятся хромосомные аномалии, которые сопровождаются общим отставанием в психическом развитии или патологическим строением органа слуха, сопутствующей тугоухостью. У родителей и ближайших родственников часто выявляются разнообразные речевые нарушения – заикание, трудности в формировании связной речи, неправильное произношение отдельных звуков.
Любые отклонения от нормы в нервно-психическом развитии ребенка требуют тщательной диагностики и обязательной коррекции. Восстановлением частично утраченных функций нервной системы и развитием навыков правильной речи занимаются специалисты Реабилитационного Центра.
Социальные причины
Непосредственное окружение ребенка, педагогические способности родителей, воспитателей детского сада и школьных учителей определяют нормальное или патологическое развитие нервной системы ребенка, особенности его речи.
После исключения биологических причин ЗРР в 90 % случаев патологии звукопроизношения выявляются нарушенные взаимоотношения родителей и ребенка. Типичные примеры патологического мышления и поведения родителей – это:
- Соска-пустышка как надежное средство от плача. У молодых родителей с недостаточными знаниями в области детской психологии преобладает желание во что бы то ни стало успокоить малыша, долго не разбираться в мотивах его капризного поведения. Тем не менее плач для ребенка – единственный способ сообщить о своих проблемах, а соска в этом никак не помогает, а лишь способствует формированию аномального прикуса и торможению развития речи.
- Ребенок с гаджетом – это возможность получить свободное время. По данным независимого исследования, так считают около 60 % молодых родителей, чтобы отвлечь малыша от совместных игр. Бесконечный просмотр мультфильмов сомнительного содержания, игры в телефоне или планшете, общение в соцсетях с младших классов школы существенно тормозят речевой прогресс.
- Тихий ребенок и хороший ребенок – одно и то же. Уставшая мать жестко пресекает попытки своего ребенка бурно выражать эмоции, подолгу говорить на малопонятном «детском» языке, играть в совместные игры. Закономерный результат – замкнутость, привычка молчать, недостаток практических навыков в разговорной речи.
Психологи указывают также на непродуктивное общение с ребенком в семье. Оказывается, до 80 % молодых родителей считают бессмысленным занятием общаться со своими детьми до года, потому что «они ничего не понимают».
Особая проблема возникает в семьях, где воспитываются дети-билингвы. Родители чрезмерно увлекаются ранним развитием ребенка и говорят с ним на двух или даже трех языках одновременно. Незрелая нервная система ребенка переутомляется, на речевой центр выпадает двойная или тройная нагрузка, поэтому все языки сливаются в один, а становление нормальной речи сильно задерживается.
Самостоятельно разобраться во множестве причин отставания в становлении речи сложно. Оптимальный способ исправить ситуацию подсказывают врачи-неврологи, психологи и логопеды. В Реабилитационном Центре есть возможность комплексной диагностики нарушений и целенаправленной коррекции выявленных изменений.
Патогенез
Биологические механизмы речевых нарушений срабатывают в зависимости от их причины:
- При кислородном голодании мозга ребенка из-за инфекций, травм или тяжелых заболеваний матери нарушается взаимодействие между нервными клетками, сигналы из одних зон мозга прерываются и не доходят до других участков. Блокируются так называемые проводящие пути мозга. В результате у ребенка не пополняется словарный запас, он не помнит названия предметов и действий.
- При врожденных аномалиях зубочелюстной системы, хромосомных болезнях размеры языка увеличиваются, а нижней челюсти, наоборот, уменьшаются. Такое несоответствие мешает правильному произношению звуков и слов. Играет роль и сниженный мышечный тонус. Если он нарушен в скелетных мышцах, то же происходит и в челюсти, языке. Выговаривать звуки становится невозможно.
В критические для становления речи периоды даже незначительные вредные воздействия нередко приводят к серьезным нарушениям. Так происходит в 1–2, 3 года и в 6–7 лет. В это время темпы развития речи наиболее интенсивные:
- При воздействии неблагоприятных факторов у годовалых детей создаются предпосылки для задержки речевого развития вообще.
- У трехлетнего ребенка усиленно формируется связность, плавность речи, поэтому существует максимально возможный риск заикания.
- В предшкольный период повреждение мозговых структур может привести к исчезновению речи из-за прекращения работы речевого центра.
Механизмы влияния социальных факторов заболевания срабатывают при непродуктивном общении родителей с ребенком, в головном мозге слабо образуются стойкие условно-рефлекторные связи. На уровне подсознания у ребенка откладываются установки о получении легкого удовольствия при сосании пустышки, мелькании ярких картинок на экране монитора. Такие дети не испытывают потребности в общении. Иногда им просто неоткуда получить речевые навыки из-за невнимания родителей, педагогической запущенности.
Развитие речи в норме
От рождения ребенка и его первого крика до выговаривания отдельных слов проходит длительный подготовительный период, который длится не менее года. За это время малыш проходит несколько этапов предречевого развития:
- Период гуления – с 2–3 месяцев младенец издает протяжные звуки (гласные и горловые согласные по типу «гу», «агу», «гы»).
- Лепет – с 5–6 месяцев появляются пока еще неясные и недостаточно связные слоги, которые многократно повторяются. Смысл их можно понять по интонации голоса.
- Лепетные слова начинают звучать с 8–10 месяцев. Мама, папа, дай, бах – одно- и двусложные сочетания звуков сопровождаются жестами, мимикой, которые помогают понять смысл сказанного.
- Первые слова в 10–12 месяцев чаще состоят из открытых слогов. В один год ребенок пользуется активным словарем из 10 слов (самостоятельно их произносит), имеет пассивный словарный запас до 200 слов (слышит название понятий или действий и понимает, что это значит).
В 1,5 года отмечается новый скачок в речевом развитии – пассивные слова становятся активными. Разные дети проходят этот период по-разному. Он иногда затягивается до двух лет, иногда наступает внезапно – после долгого молчания малыш быстро догоняет сверстников или даже опережает их. В два года здоровый ребенок говорит простыми предложениями, использует при этом до 100 слов (в основном существительные и глаголы).
В 2,5 года словарь пополняется новыми частями речи – местоимениями, единичными прилагательными. Предложения удлиняются, взрослые хорошо понимают смысл сказанного.
Период связной фразовой речи начинается в 3–4 года и продолжается всю жизнь. Малыш быстро усваивает все части речи, связывает слова союзами, наречиями, правильно употребляет падежи. К 4 годам словарный запас заметно расширяется до 1–1,5 тысяч активно используемых слов.
Логопеды, врачи-педиатры и неврологи считают нормой небольшие отклонения от примерных сроков. Каждый из этапов становления речи может запаздывать на 2–3 месяца среди девочек и на 4–6 месяцев у мальчиков.
Родителям трудно самостоятельно определить, является ли задержка в развитии речевой активности нормальным явлением или первым признаком имеющейся патологии. При любых сомнениях по поводу возможных отклонений от нормы желательно получить квалифицированную консультацию специалиста.
Задержка речевого развития (ЗРР) у детей: симптомы
Ребенок с задержкой речевого развития:
- мало гулит и лопочет, вместо протяжных слогов издает тихие и невнятные однотипные звуки;
- не реагирует на обращенную к нему речь в возрасте около года;
- в 1,5 года делает единичные попытки повторения услышанных слов;
- в два года не может выполнить простые действия по просьбе взрослого;
- не способен самостоятельно произнести какие-либо слова даже в два года;
- в три года не соединяет отдельные слова в оформленные фразы;
- общается с помощью мимики и жестов.
Если малыш отстает от общепринятых норм возрастного развития более чем на полгода, нужно обратиться за медицинской помощью. Врач исключает возможные расстройства психики, например, аутизм, потому что симптомы этого заболевания очень похожи на ЗРР. Для точной диагностики подобного состояния требуются дополнительные исследования.
Согласно классификации речевых расстройств, чаще всего наблюдаются:
- Алалия. Речь очень бедная или отсутствует совсем. Интеллект и слух обычно сохраняются. Проблемы развиваются при повреждении речевых зон коры больших полушарий. При моторной алалии малыш не говорит, но все понимает, при сенсомоторной – не говорит и не понимает смысла обращенных к нему слов.
- Афазия. Это приобретенное нарушение, которое возникло на фоне тяжелого заболевания нервной системы. Произошли патологические изменения в речевой коре. До болезни ребенок развивался нормально, но перестал разговаривать после черепно-мозговой травмы, менингита или энцефалита.
- Дизартрия. Сложный вид расстройства речи проявляется в невозможности правильно произнести звуки или слова из-за недоразвития или приобретенной патологии артикуляционного аппарата (мышц лица, участвующих в звукопроизношении). Страдают также темп речи, связь произношения и дыхания, интонации голоса.
- Заикание. Как правило, это функциональное расстройство, при котором речевые мышцы судорожно сокращаются и мешают плавно произнести слова и предложения. Ребенок многократно повторяет отдельные звуки и слоги или же растягивает их, делает длительные паузы между словами или слогами.
- Расстройства звукопроизношения, связанные с анатомическими дефектами строения зубочелюстного аппарата, например, с наличием врожденных расщелин верхней губы, мягкого и твердого неба.
- Задержки в формировании связной речи, причиной которых являются глубокая недоношенность, продолжительные истощающие заболевания или педагогическая запущенность, отсутствие или недостаток родительского общения с маленьким ребенком.
По мере роста ребенка с ЗРР появляются новые симптомы – присоединяются осложнения. Если маленький человек не заговорил в три года, это расценивается как отставание в речевом развитии. В 5 лет такие проблемы ассоциируются уже с задержкой формирования не только навыков звукопроизношения, но и психики. В 10 лет подобная ситуация – уже явный интеллектуальный дефект. С ним трудно учиться писать и читать, понимать и пересказывать услышанное. Требуются немалые усилия коррекционных педагогов и врачей.
В Реабилитационном Центре пациентами с ЗРР занимается команда специалистов. Такой групповой подход к реабилитации с участием логопедов, педагогов и медработников вполне оправдан, значительно улучшает прогноз для восстановления важнейшей интеллектуальной функции.
Задержка речевого развития (ЗРР) у детей: диагностика
На первом приеме врач уточняет особенности внутриутробного периода жизни маленького пациента, его рождения и здоровья в первые месяцы жизни, обнаруживает или исключает различные типы нарушений, вызванные органическим поражением головного мозга. Диагностикой ЗРР занимается группа специалистов. Ребенка консультируют:
- Врач-невролог – проводит диагностику хронических заболеваний головного мозга. Доктор назначает электроэнцефалографию, допплеровское сканирование мозговых сосудов, магнитно-резонансную томографию. С помощью таких высокоточных методов исследования удается выявить очаги судорожной активности мозга, анатомические дефекты мозговых структур после перенесенных кровоизлияний и травм, последствия воспалительных заболеваний. ЛОР-врач исключает врожденную или приобретенную тугоухость, хроническое воспаление в среднем и внутреннем ухе.
- Логопед – знакомится с информацией о раннем развитии, заключениями врачей, изучает специфику артикуляционного аппарата пациента, его зрительных и слуховых реакций, выявляет возможности продуктивного общения. У самых маленьких пациентов (до одного года) логопед наблюдает за гулением и лепетом в привычной обстановке и в провоцирующих ситуациях, при наличии словарного запаса определяет его примерный объем, индивидуальные способности к построению связных фраз и предложений.
- Психолог и психотерапевт занимаются психодиагностикой высших психических функций, определением особенностей памяти, внимания, мышления, высказывают предположения о предполагаемом прогнозе при наличии как изолированного диагноза ЗРР, так и при сопутствующих изменениях психики.
У пациентов Реабилитационного Центра есть возможность быстро пройти все необходимые виды обследования и приступить к коррекции речевых расстройств.
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
Варианты коррекции ЗРР зависят от причинных факторов, которые вызвали основную патологию. При ведущих биологических причинах лечение назначает врач-невролог. Функциональные возможности мозга улучшают ноотропные медикаментозные препараты, стимулирующий массаж, лечебная физкультура, физиопроцедуры (терапия магнитами, рефлексотерапия).
При ЗРР, которую вызвали социальные факторы, работа ведется сразу по нескольким направлениям:
- Логопед дает уроки по развитию речи, объясняет, как работать губами, языком, чтобы правильно произносить звуки, а затем строить из них слова и предложения. Родители тоже изучают игровые техники коррекции, обучаются развивающим методикам, которые применяют самостоятельно в домашних условиях. Таких занятий достаточно, если отставание в развитии не превышает нескольких месяцев или одного года, сохранены понимание фраз и вообще интеллект.
- Логопед-дефектолог работает с малышами, у которых присутствуют более сложные нарушения, не развиты элементарные представления о предметах и их свойствах (цвете, форме, размерах). Цель занятий – развить мелкую моторику, сформировать сначала пассивный словарный запас, а затем и активный, научить понимать человеческую речь. По назначению врача эффект занятий усиливает медикаментозная терапия.
- Логопедический массаж развивает артикуляционные мышцы. После манипуляций стерильными зондами повышается мышечный тонус в языке, круговой мышце рта, усиливается кровоток и питание всех речевых органов. Массаж улучшает дикцию, побуждает детей говорить, облегчает координацию языка, неба и дыхания.
Для ребенка с задержкой речевого развития (ЗРР) особенно важно создать комфортную и поддерживающую среду, где он сможет чувствовать себя уверенно. Ему полезно больше времени проводить среди сверстников, которые активно общаются, чтобы он мог наблюдать за их речью и пытаться подражать. Также стоит включить в его повседневную жизнь занятия, стимулирующие творческое мышление и мелкую моторику, такие как лепка, рисование и создание аппликаций.
Особую роль в процессе развития речи может сыграть работа с детским психологом, который поможет не только развить коммуникативные навыки, но и мягко проработать эмоциональные переживания.
Прогноз и профилактика
Эффективность лечения напрямую зависит от возраста, в котором начата коррекция. Довольно часто занятия у логопеда начинаются с детьми до 2 лет. В этих случаях получаются максимально убедительные результаты, а к 5–6 годам ребенок полностью догоняет в интеллектуальном и речевом развитии своих сверстников.
Для профилактики речевых нарушений у детей необходимо создавать благоприятную обстановку в семье с самого раннего возраста. С маленьким человеком нужно почаще разговаривать, чтобы он видел изменения губ, наблюдал за выражением лица говорящего. С 5–6 месяцев здоровый ребенок с удовольствием рассматривает яркие картинки в детских книжках и прислушивается к простеньким стихам и сказкам.
Если отмечается выраженное отставание в формировании навыка говорить, к тому же существующая аномалия сопровождается нарушениями общего интеллекта и признаками органического поражения мозга, полной коррекции добиться не удается, но хотя бы частичное улучшение развития – вполне достижимая цель.
В Реабилитационном Центре специалисты делают все возможное, чтобы не допустить осложнений. При настойчивом лечении коррекции поддаются наиболее сложные случаи патологии. Мозг у детей очень пластичен, обладает огромными компенсаторными способностями. И при раннем начале терапии позволяет развить скрытые способности ребенка и адаптировать его к полноценной жизни в обществе.
Литература:
- Глазырина Л. Г., Титова А. А., Лохман И. В. Причины и коррекция задержки речевого развития современных детей. // Сборник научных трудов Волгоградского государственного социально-педагогического университета, 2020 г.
- Меркучева В. В. Задержка речевого развития у детей 2–3 лет, признаки ЗРР и методы коррекции. //Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018.