Нарушение речи

Нарушения речи – это разнообразные расстройства, которые могут возникнуть как у взрослых, так и у детей и мешают им эффективно общаться. Расстройства могут быть вызваны отклонениями в работе психофизиологических механизмов, отвечающих за речь. В результате возникают трудности в говорении, понимании речи, чтении или письме.
В этой статье мы расскажем о симптомах, причинах, методах диагностики и лечении нарушений речи, а также о том, как важна своевременная реабилитация для восстановления речевых функций.
Определение - что такое нарушение речи
Нарушение речи – это комплексная патология, которая охватывает различные аспекты процесса общения, включая проблемы с артикуляцией слов, течением речи, ее пониманием и воспроизведением. Данное состояние не сводится к одной определенной болезни, а представляет собой собирательное понятие, включающее разнообразные нарушения.
По Международной классификации болезней 10-го пересмотра (мкб-10) нарушения речи имеют код «F80 – Специфические расстройства развития речи и языка».
Нарушения речи могут быть как врожденными, так и приобретенными. Часто они связаны с изменениями в работе центральной нервной системы.
Определение речевого нарушения как медицинской категории подчеркивает важность его своевременной диагностики и коррекции. Современные методы терапии фокусируются на междисциплинарном подходе, который включает логопедические занятия, работу с психологами и нейропсихологами, использование инновационных технологий и индивидуальных программ реабилитации.
Симптомы при нарушениях речи
Симптомы речевых нарушений у детей и взрослых различаются в зависимости от того, что стало причиной, вызвавшей такое состояние. Определить, что у человека проблемы с речью, помогут следующие признаки.
- Артикуляционные затруднения – проявляются в неспособности правильно произносить звуки. Это могут быть пропуски, замены или искажения звуков, которые затрудняют понимание сказанного. Такие трудности часто связаны с нарушениями работы речевого аппарата, а также с проблемами обработки звуков на уровне работы мозга.
- Фонетико-фонематические нарушения – симптоматика характеризуется проблемами с восприятием и различением звуков речи. Людям с такими нарушениями трудно различать сходные по звучанию фонемы, что приводит к ошибкам в произношении и понимании слов. Этот симптом затрудняет развитие навыков чтения и письма.
- Нарушение ритма и плавности речи (заикание) – проявляется в виде пауз, повторений звуков или слогов, а также чрезмерного напряжения при попытке произнести то или иное слово. Оно может вызывать значительное беспокойство и даже страх речи, вплоть до избегания речевых ситуаций.
- Грамматические ошибки – часто встречаются у людей с речевыми нарушениями в виде неспособности правильно использовать грамматические конструкции. Наблюдается неправильное употребление падежей, времен, родов и чисел, что вызывает трудности в выражении мыслей и понимании речи собеседников.
- Постоянное молчание – человек не произносит ни звука, несмотря на наличие раздражителей из внешней среды.
Причины нарушений речи
Отклонения в способности человека воспринимать, воспроизводить или понимать речь могут быть вызваны как врожденными, так и приобретенными причинами.
Врожденные факторы включают генетические особенности, патологии, возникающие во время беременности, осложнения при родах, анатомические аномалии и врожденные нарушения слуха.
Генетические аномалии могут приводить к различным формам нарушения речи, таким как дизартрия или дислалия. Кроме того, такие синдромы, как синдром Дауна, связанные с изменениями в структуре хромосом, также оказывают влияние на развитие речевых функций.
Неблагоприятное течение беременности, включая хронические заболевания, неправильное питание, плохую экологию, стрессовые ситуации, инфекции у матери, а также курение и употребление алкоголя могут негативно повлиять на речевое развитие у плода. Осложнения при родах, такие как гипоксия (недостаток кислорода), родовые травмы или применение инструментов, могут вызвать повреждения мозга, которые затем влияют на развитие речи у детей.
Анатомические аномалии, например, расщелина верхнего неба (известная как «волчья пасть»), часто приводят к проблемам с артикуляцией. Врожденные нарушения слуха также могут затруднять развитие речи, так как без адекватного слухового восприятия ребенку сложно освоить фонетическую систему языка, что, в свою очередь, тормозит развитие его речевых навыков.
Приобретенные причины нарушения речи могут включать черепно-мозговые травмы, которые могут быть следствием аварий, падений или других несчастных случаев, повреждающих те участки мозга, которые ответственны за речь. В зависимости от степени и локализации травмы это может привести к разным речевым дефектам, начиная с легкой дислалии и заканчивая полной утратой речи (афазией).
Инфекционные заболевания, такие как менингит и энцефалит, могут нанести серьезный ущерб мозгу и нервной системе. Они способны привести к значительным когнитивным и речевым нарушениям. Во время или после таких болезней люди могут столкнуться с трудностями в восстановлении прежнего уровня речевых функций.
Инсульт может привести к нарушению мозгового кровообращения и повреждению участков мозга, которые отвечают за речь. Это, в свою очередь, вызывает проблемы с произношением и пониманием речи. Кроме того, серьезные изменения в речи могут наблюдаться при психических и неврологических заболеваниях.
Социальные и экологические факторы также играют важную роль в развитии речи. Условия жизни и воспитания, недостаток общения и неблагоприятная речевая среда в раннем возрасте могут замедлить формирование речи и стать причиной специфических нарушений, таких как задержка речи или проблемы с артикуляцией.
Классификация
Классификация проблем с речью у детей и взрослых помогает выявить конкретные механизмы, влияющие на речь, что позволяет врачам подобрать целевые методы лечения.
Клинико-педагогическая классификация охватывает патологические изменения устной и письменной речи.
Устные нарушения делятся на два типа: нарушения внешнего и структурно-семантического оформления речи.
Нарушения внешнего звучания речи связаны с проблемами в ее звуковой составляющей, включая произношение, интонацию, громкость и темп. Эти нарушения проявляются в следующих формах:
- Дислалия (косноязычие) – отклонение в произношении звуков при сохранении нормального слуха и при нормальной иннервации речевого аппарата. Например, это может быть неправильное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- Дисфония/Афония – изменение силы голоса или его тембра, а также отсутствие голоса. В этих случаях человек говорит шепотом из-за проблем с голосовыми связками.
- Дизартрия – нарушение иннервации речевого аппарата, вызванное поражением центральной нервной системы (ЦНС), что приводит к замедленной, нечеткой речи. Дизартрия часто наблюдается у детей с ДЦП и у взрослых после инсультов.
- Ринолалия – изменение тембра голоса и звучания речи, вызванное нарушением резонанса из-за патологий носоглотки. Для лечения часто требуется хирургическое вмешательство и логопедическая коррекция.
- Брадилалия – замедленный темп речи, произношение слов с растянутыми гласными и нечеткими звуками.
- Тахилалия – ускоренный темп речи, который часто сопровождается пропусками слов или их повторением.
- Заикание – нарушение темпа и ритма речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата, которое приводит к повторению звуков или остановкам речи.
Нарушения структурно-семантического оформления речи касаются сложностей с пониманием и построением речевых конструкций, а также использования слов в нужном контексте. Эти нарушения затрагивают смысловую организацию речи, что препятствует передаче и восприятию информации. Примеры таких расстройств:
- Алалия – полное или частичное отсутствие речи, вызванное поражением речевых зон головного мозга. Моторная форма проявляется нарушением экспрессивной речи, сенсорная – трудностями с восприятием речи.
- Афазия – потеря речи, возникшая после её формирования, вследствие черепно-мозговой травмы или инсульта. Характеризуется афазия трудностями в понимании, произношении, чтении и письме.
- Апраксия речи – нарушение программирования двигательных команд для артикуляции, при котором человек понимает, что хочет сказать, но испытывает трудности с произношением.
Письменные нарушения включают:
- Дисграфию – проблемы с письмом, такие как пропуски букв или искажение структуры слов.
- Аграфию – люди с этим нарушением могут испытывать трудности с формированием слов, написанием букв или целых предложений.
- Дислексию – трудности с чтением, неправильное распознавание букв и слов.
- Алексию – крайнюю форму дислексии, которая выражается в неспособности читать. Человек теряет возможность распознавать и понимать написанные слова, хотя другие языковые функции, такие как речь и письмо, могут оставаться сохранными.
Психолого-педагогическая классификация опирается на психолингвистические принципы, анализирует функциональные аспекты речи. Она делит речевые патологии на два основных типа.
1. Нарушения средств общения:
- Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – затруднение восприятия и воспроизведения звуков речи, что нарушает правильную артикуляцию. Люди с ФФН могут не различать звуки, что влияет на их способность говорить и понимать речь.
- Общее недоразвитие речи – сложное речевое отклонение, которое отражается на всех компонентах речевой системы. У детей и взрослых с этим нарушением бедный словарный запас, проблемы с грамматикой и артикуляцией. ОНР мешает людям строить связные предложения и ясно выражать свои мысли.
2. Нарушения в употреблении средств общения:
- Заикание – это не только сбой в плавности речи, но и серьезное препятствие в общении, которое вызывают психологический дискомфорт и затрудняет взаимодействие с окружающими.
- Мутизм – отказ от речи в определенных социальных ситуациях при сохранении способности говорить. Это состояние обычно связано с тревожностью и требует психолого-педагогической помощи для коррекции и снижения уровня стресса.
Такая классификация помогает уточнить причины и механизмы речевых нарушений, что важно для разработки индивидуальных программ коррекции.
Осложнения болезни
Нарушения речи вызывают различные осложнения, которые затрагивают как психоэмоциональное состояние человека, так и его социальное взаимодействие и профессиональные возможности. Осложнения проявляются с разной степенью интенсивности в зависимости от выраженности самого речевого нарушения и от адаптационных способностей человека.
Человек с нарушениями речи часто сталкивается с трудностями в коммуникации, что способствует развитию чувства стеснительности или даже социальной изоляции. Страх быть непонятым или стать объектом насмешек заставляет людей избегать ситуаций, в которых нужно активно участвовать в разговоре.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как дислексия или задержка речевого развития, процесс обучения может стать серьезным испытанием. При понимании учебного материала в письменной или устной формах необходимы дополнительные усилия. Успеваемость при этом может снижаться, возникают дополнительные образовательные потребности.
Нарушения речи часто ограничивают профессиональные возможности. Многие профессии требуют хороших коммуникативных навыков, и наличие речевых нарушений станет препятствием для карьерного роста.
Нередки случаи, когда люди, страдающие от нарушений речи, сталкиваются с депрессией или эмоциональным выгоранием. В этом случае необходима поддержка со стороны близких и, возможно, профессиональная психологическая помощь.
Проблемы с речью влияют на межличностные отношения. Возникают недопонимание и напряженность в общении с друзьями, партнерами, членами семьи.
Диагностика и лечение нарушений речи
Диагностика речевых нарушений начинается с комплексного обследования, включающего медицинскую, психологическую и логопедическую оценки. Врач-логопед анализирует речевую активность пациента, оценивает его способность воспроизводить звуки и слова, а также проверяет понимание и использование языка. Наряду с этим могут проводиться нейропсихологические тесты и инструментальные исследования: магнитно-резонансная томография (МРТ) или компьютерная томография (КТ), которые помогают идентифицировать органические повреждения в структуре головного мозга.
Лечение нарушений речи зависит от их природы и степени тяжести. В случае проблем с речью у детей важным компонентом терапии является участие родителей и педагогов, которые способствуют созданию поддерживающей специфической среды для ребёнка. Логопедические занятия, направленные на развитие артикуляции, фонации и языковых навыков, часто дополняются игротерапией и психологической поддержкой. Для улучшения коммуникативных способностей также применяются методы занятий, стимулирующих слуховое и зрительное восприятие.
Взрослые пациенты с речевыми нарушениями также нуждаются в комплексной терапии. Например, при афазии, которая часто возникает после инсульта, главной задачей является восстановление речевых функций с помощью регулярных занятий с логопедом. В таких случаях также применяются технологии дополненной и альтернативной коммуникации, включающие специальные приложения и программы на компьютерах или планшетах. Процесс реабилитации может быть длительным и требует от пациента усилий и терпения.
На фоне всех принципов лечения следует выделить междисциплинарное взаимодействие. В нашем медицинском центре врачи различных специальностей — в том числе неврологи, психологи, ортодонты и педагоги – объединяют усилия для достижения результатов. Особенное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому пациенту, что позволяет учитывать его личные особенности, интересы и предпочтения.
Профилактика
Проблемы с речью возникают в любом возрасте. Важно вовремя предпринимать меры профилактики, направленные на сохранение и улучшение речевых навыков.
Профилактика нарушений речи основывается на комплексном подходе, включающем медицинские, педагогические и социальные аспекты. Важно поддерживать здоровый образ жизни, придерживаться сбалансированного питания, обеспечивать регулярный отдых и психоэмоциональное благополучие.
Для профилактики возможных нарушений речи у детей важно вести здоровый образ жизни уже на этапе планирования беременности. Будущие родители должны отказаться от вредных привычек, а также следить за питанием и уровнем стресса.
Создание благоприятной речевой среды для ребёнка имеет первостепенное значение. Родителям следует регулярно общаться с ребенком, читать ему книги, объяснять события вокруг и стимулировать его к активному участию в общении.
Речевые навыки тесно связаны с моторным развитием. Специальные упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, улучшают общую координацию и готовят ребенка к речевому взаимодействию.
Использование современных образовательных методик – игр на развитие речи и музыкальных занятий – способствует развитию речевых способностей у детей. Это особенно важно на этапе овладения основами родного языка.
Для взрослых важно сохранять высокий уровень умственной активности. Решение кроссвордов, изучение иностранных языков, участие в дискуссиях и чтение стимулируют развитие речевых навыков и предотвращают их угасание.
Регулярные медицинские обследования позволяют выявить и своевременно устранить возможные причины нарушений: проблемы со слухом, неврологические заболевания, патологии голосового аппарата.
Взрослым полезно выполнять регулярные упражнения для улучшения дикции и артикуляции. Специализированные комплексы голосовых упражнений, разработанные логопедами, помогают сохранять четкость и выразительность речи.
Стресс и эмоциональные переживания негативно сказываются на речевой функции. Взрослым следует заботиться о своем психологическом здоровье, практиковать техники релаксации и, при необходимости, обращаться за консультацией к специалисту.
Литература:
- Балакирева, А.С. Логопедия. Ринолалия: учеб. пособие для вузов. – Москва: В. Секачев, 2014. – 208 с.
- Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. – Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 160 с.
- Зайцева Л.А, Зайцев И.С., Левяш С.Ф. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.-метод. пособие. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.