Загрузка

Минимальная мозговая дисфункция

Аносова Евгения Анатольевна Емашова Марина Никитична
Статья проверена, медицинская информация верна
Специалисты по неврологии
Обновлено 22 апреля 2025
13 минут
29 просмотров

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это состояние, при котором наблюдаются различные нарушения психоэмоционального характера, вызванные недостаточным развитием функций центральной нервной системы. Этот синдром чаще всего встречается у детей, но его проявления могут наблюдаться и у взрослых. Патология приводит к нарушениям в поведении, ухудшению когнитивных способностей, а также снижению моторных навыков.

В данной статье мы подробно разберем, что такое минимальная мозговая дисфункция, какие симптомы говорят о ее наличии, каковы причины её возникновения, а также каким образом современные методы диагностики и терапии помогают пациентам справляться с этим состоянием.

Проявление патологии ММД

Минимальная мозговая дисфункция у детей возникает из-за патологии регуляции центральной нервной системы. В современной медицине используются такие названия болезни как гиперкинетический хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Минимальная мозговая дисфункция не имеет отдельного кода в Международной классификации болезней (МКБ-10), но ее часто классифицируют под кодом F90.0 – «Синдром гиперактивности с дефицитом внимания». Также могут использоваться коды, связанные с другими неврологическими и поведенческими нарушениями, в зависимости от преобладающих симптомов.

Характерные признаки заболевания заметны уже в раннем детском возрасте, а сама патология встречается достаточно часто – у 22 % малышей дошкольного возраста и у 5 % учеников начальной школы.

Для детей с минимальной мозговой дисфункцией характерны повышенная возбудимость, снижение памяти и низкая способность к обучению. Но симптоматика этого заболевания настолько обширна, что может проявляться целым «букетом» нарушений.

В первый год жизни у детей с ММД ярко выражены следующие симптомы:

  • мозговая дисфункция у новорожденного может проявляться спонтанными подергиваниями мышц и чрезмерной мышечной активностью, не связанной с осознанной моторикой;
  • голова может быть непропорционально большой;
  • малышу трудно даются хватательные движения и взаимодействия с предметами;
  • могут начаться проблемы с засыпанием, аппетитом;
  • нарушается координация зрения;
  • у малыша развивается гипервозбудимость стенок желудочно-кишечного тракта, что становится причиной частых срыгиваний, рвоты, диареи и запоров;

В первый год жизни минимальная мозговая дисфункция может проявляться поражением черепных нервов, асимметричностью рефлексов и гипертензионным синдромом, развивающимся из-за повышенного внутричерепного давления.

В период с одного года до трех лет признаки минимальной мозговой дисфункции становятся более заметными в поведении ребенка. Малыш большую часть времени находится в возбужденном состоянии, его моторная активность также чрезмерно активна. Помимо этого ММД может проявляться:

  • нарушениями сна, когда ребенок долго не может заснуть, а когда засыпает, то постоянно крутится и рано просыпается;
  • снижением аппетита и медленной прибавкой в массе тела;
  • энурезом (преимущественно ночное недержание мочи);
  • избирательным нарушением способности к обучению чтению и письму при сохранении общей обучаемости (дислексия);
  • задержкой речевого развития, заиканием, трудностью с произношением сложных слов.

ММД также проявляется повышенной необоснованной плаксивостью, неадекватной реакцией на те или иные действия и события, проблемой с мелкой моторикой (ребенку сложно застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки). Такие дети начинают сидеть, ползать и ходить позже среднестатических сроков, а примерно к трем годам проблемы с координацией движений выливаются в неуклюжесть. Им сложно ловить мяч, ходить по ровной линии, ездить на велосипеде, правильно держать карандаш, ручку или ножницы во время занятий. Чрезмерная импульсивность не дает ребенку долго находиться в спокойном состоянии, но при этом он быстро утомляется и не способен удерживать внимание, легко отвлекается.

Признаками мозговой дисфункции у детей младшего возраста являются также зависимость от изменений погоды, частые недомогания и депрессия. Нарушения зрения, такие как близорукость, астигматизм или косоглазие с годами только усиливаются и принимают более серьезные формы.

Наиболее ярко симптомы проявляются тогда, когда ребенок идет в детский сад или школу. Ему трудно взаимодействовать с детьми и воспитателями, он не может донести до окружающих свои желания и мысли. Дети не способны оценить степень риска какого-либо действия или игры и часто выступают инициаторами потенциально опасных развлечений. При этом ребятам с ММД трудно найти общий язык со сверстниками, они общаются преимущественно с детьми младше себя.

У ребенка снижается самооценка, появляется неуверенность в себе, он стремится к уединению. При этом сохраняется гипервозбудимость и чрезмерная моторная активность или, наоборот, заторможенность.

Для учеников начальных классов с ММД характерна сниженная память, рассеянность, сложности с обучением и, как следствие, низкая успеваемость. Они не способны долго слушать учителя, постоянно допускают ошибки из-за невнимательности, не могут усидеть на месте и стремятся избежать интеллектуальных нагрузок. Такие дети не могут самостоятельно заниматься или находиться в тишине. Бытующее мнение, что минимальная мозговая дисфункция сопровождается задержкой психического развития, не совсем верно. Уровень интеллекта таких детей, как правило, сохраняется нормальным и прогноз у заболевания благоприятный. При условии терапии ребенок развивается согласно возрасту и к подростковому возрасту симптомы сходят на нет.

Взрослый человек с мозговой дисфункцией часто социально не адаптирован. Проявляется это неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, сложностями в обучении и общении с людьми, низким профессиональным уровнем. Также у пациента могут быть психические отклонения, наркомания, алкоголизм.

Причины возникновения минимальной мозговой дисфункции

Причины развития минимальной мозговой дисфункции делят на три большие группы, согласно которым подбирают схему лечения.

Деление проводят по периоду, когда на нервную систему оказывалось негативное воздействие, соответственно, выделяют антенатальные (внутриутробные), интранатальные (во время родов) и постнатальные (после родов) причины.

Внутриутробные причины ММД:

  • курение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности;
  • прием медикаментов без назначения врача;
  • патологии беременности, такие как угроза выкидыша, преэклампсия (предсудорожное состояние на фоне повышения артериального давления), эклампсия (судороги на фоне преэклампсии), гипоксия плода (недостаток кислорода из-за сдавливания шеи пуповиной);
  • неправильное или несбалансированное питание беременной;
  • острые вирусные и прочие инфекционные заболевания;
  • обострение хронических соматических болезней беременной;
  • неблагоприятная окружающая среда.

Во время родов причиной мозговой дисфункции у детей становятся вес ребенка более 4 килограммов, стремительные роды (менее 4 часов у первородящих и менее 2 часов у повторнородящих), медикаментозная стимуляция родовой деятельности. Использование акушерских пособий для вытягивания плода и кесарево сечение тоже может спровоцировать развитие ММД.

В постнатальный период причиной патологии становятся инфекционные и травматические поражения нервной системы. Кроме того, неблагополучные условия проживания, педагогическая и социальная запущенность могут привести к развитию синдрома. Зачастую у изначально здоровых детей без предрасположенности к нарушениям ЦНС, которые проживают в неблагополучных семьях, развивается мозговая дисфункция. На них приходится самое большое число поздно выявленных случаев заболевания.

Минимальная мозговая дисфункция у подростков, выявленная на поздних стадиях, сложнее поддается лечению. Поэтому никогда не игнорируйте тревожные симптомы у своего ребенка и при первых подозрениях посетите детского невролога или психиатра.

У взрослых причиной минимальной мозговой дисфункции становится плохое кровообращение головного мозга из-за его токсических или аутоиммунных поражений.

Чем старше пациент, тем сложнее синдром поддается лечению, но даже во взрослом возрасте возможно значительное улучшение состояния.

Особенности диагностики ММД

Методы диагностики минимальной мозговой дисфункции зависят от возраста пациента. Во младенчестве наибольшее значение имеют симметричность и зрелость рефлексов. В младшем возрасте уже видны клинические симптомы и их тяжесть, что помогает в постановке диагноза.

При обследовании школьников применяют психодиагностику, с помощью которой врач определяет степень и состояние психического развития ребенка и отклонения в его поведении. Кроме психолога для установки диагноза требуется консультация логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Нейропсихологическое тестирование помогает выявить нарушения высшей нервной деятельности.

Помимо сбора анамнеза и визуального осмотра в диагностике используют и инструментальные исследования. Это ЭЭГ, КТ и МРТ для оценки состояния нервной системы и кровообращения головного мозга. Подтверждением диагноза становится уменьшение размеров мозжечка, коры головного мозга, повреждения передней части черепа, выявленные при томографии.

Дифференциальная диагностика позволяет исключить нейроинфекции, психические заболевания с похожей симптоматикой, черепно-мозговые травмы.

Точный диагноз формулируют на основе кодов МКБ-10, редко это одно нарушение, в большинстве случаев это несколько расстройств нервной деятельности.

Лечение минимальной мозговой дисфункции

Самым эффективным методом лечения минимальной мозговой дисфункции остается комплексный подход. Что такое ММД? Это множественные расстройства психоэмоциональной сферы человека и какой-либо один способ терапии тут бессилен.

В детском возрасте большое значение имеют методы педагогической и психологической коррекции. Это помогает ребенку адаптироваться в группе или классе, а также исправить нарушения психического и эмоционального характера.

Одновременно с корректирующими сеансами пациент принимает медицинские препараты. Для лечения минимальной мозговой дисфункции применяют три группы лекарств: ноотропы, психостимуляторы и антидепрессанты или тимолептики.

  • Ноотропы усиливают кровообращение головного мозга и обеспечивают запас глюкозы и кислорода для нервных клеток.
  • Психостимуляторы купируют неусидчивость, невнимательность и другие симптомы низкой активации нервной системы. Стоит отметить, что психостимуляторы не назначают на постоянной основе, так как они вызывают привыкание и замедление темпа роста и набора массы у детей.
  • Антидепрессанты подавляют гиперактивность и усиливают выработку серотонина, так называемого «гормона счастья», улучшающего настроение.

Физиотерапия, такая как лечебная физкультура и массаж, направлена на улучшение работы и восстановление функций нервной системы. Детям с ММД полезны плавание, езда на велосипеде, бег и лыжи. Хороший эффект дает аппаратное стимулирование активности головного мозга.

Большое значение при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей отводится доброжелательной обстановке в семье и гармоничному общению с родителями. Для того, чтобы терапия имела эффект, ребенку необходимо обеспечить полноценный сон не менее восьми часов ночью и не менее двух часов днем, сбалансированное питание и отсутствие конфликтов. Многие негативные поступки малыша спровоцированы его диагнозом и родители должны научиться проявлять свое недовольство максимально корректно. Кроме того, не стоит мгновенно требовать от ребенка новых навыков и умений, лучше делать это постепенно.

Позитивная модель общения между родителями и ребенком строится на мягкой и спокойной интонации разговора взрослого и акцентировании внимания на успехах малыша. Рекомендуется больше времени уделять совместному времяпровождению, независимо от того, игры это или обучение, а просмотр телевизора или использование компьютера сократить до получаса – часа в день.

Схему лечения разрабатывают, исходя из нарушений, выявленных у пациента. В зависимости от того, какие именно трудности испытывает ребенок с минимальной мозговой дисфункцией, подбирают препараты и методы коррекции.

Профилактика и прогноз

Прогноз малой мозговой дисфункции благоприятный, примерно половина детей «перерастает» свою болезнь и по мере взросления избавляются от всех симптомов синдрома. Внимательное и благожелательное отношение родителей в совокупности с работой врачей и приемом препаратов дают хороший эффект и к подростковому возрасту заболевание полностью отступает.

В некоторых случаях отдельные симптомы синдрома остаются до конца жизни. У взрослых минимальная мозговая дисфункция проявляется проблемами в общении и социальной адаптации, нетерпеливостью, сложностями в обучении новым профессиям.

Меры профилактики мозговой дисфункции включают исключение возможных провоцирующих синдром факторов уже во время беременности. Сюда входят отказ беременной от вредных привычек, ее правильное питание, своевременное лечение любых расстройств и нарушений.

Детей младшего возраста не следует оставлять предоставленными самим себе, для нормального развития им необходимо внимание родителей. К профилактическим мерам для детей входят четкий распорядок дня, достаточное количество минералов и витаминов в рационе, адекватные физические нагрузки и минимум стрессовых ситуаций. Кроме того, начиная с дошкольного возраста рекомендуется при обучении поставленные перед ребенком объемные или сложные задачи делить на несколько небольших.

Заключение

Симптомы минимальной мозговой дисфункции часто остаются незамеченными или проигнорированными родителями, которые считают ряд аддикций просто особенностями детского поведения. Но даже легкая форма ММД нуждается в лечении, запущенная форма патологии приводит к проблемам в социализации ребенка и его взаимодействии с окружающими.

Если вы заметили у своего ребенка признаки ММД, не ждите, пока они станут ярко выраженными, посетите детского невролога или психиатра.

Литература:

  1. Лаврик С. Ю., Домитрак С. В. и др. Прогнозирование развития и клинического течения минимальной мозговой дисфункции., Acta Biomedica Scientifica., 2013 г.
  2. Баулина М. Е. Актуальные проблемы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей., Практическая медицина., 2013 г.

Оставить заявку

Оставьте свои контактные данные, мы свяжемся с вами, ответим на все вопросы, обсудим детали, предложим наиболее подходящий формат реабилитации и сориентируем 
по дальнейшим шагам.

Пациент

пациент

Нажимая кнопку я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Поделиться